Flower Учебник тибетского

Введение


Здесь Вы узнаете немного о этапах развития тибетского языка, тибетской письменности. О заметных фигурах участвовавших в этом процессе.

Тибетский язык входит в семейство китайско-тибетских языков по тибето-бирманской ветке. В основе всего огромного числа наречий тибетского языка лежит письменность. Письмо Тибета вырабатывалось годами, и корнем письма является древнеиндийское письмо – брахми. Исчисление письменности относится к VII веку.

Первые издания на тибетском языке

До нас дошли древние памятники тибетской письменности VIII – X веков. Среди них – мифологические записи, разные афоризмы, исторические хроники. Найдены эти ценные документы в Дунь-Хуане. В монастыре Самъе обнаружены первые надписи на камне.

Самый первый перевод буддийского канона относит нас в IХ век. Канон имеет два раздела: «Канчжур» и «Танчжур», в которых буддийские трактаты переведены с санскрита. Канон также содержит ценнейшие материалы по философии, различным ритуалам, советы по грамматике и даже поэтические высказывания. К сожалению, часть богатства в оригинале санскрита утеряна.

Первая тибетская литература

До наших времен сохранились первые тибетские литературные источники, как то апокрифическая литература, или другими словами «сокровенные книги». Наиболее известны поэтические книги Миларепы. Это поэт-отшельник, чье творчество относится к ХII веку. Из древних поэтов-лириков можно назвать VI Далай-ламу. Дошли до нас труды ХI века в виде дидактических сочинений Потапы и творчество Сакья-пандиты, которое относят уже к ХIII веку.

Сохранились тибетские произведения, написанные по индийским сюжетам, такие как «Двадцать пять рассказов Веталы» или «Панчатантра». Довольно распространенным является народный эпос о Кесаре. Тибетская литература богата и историческими произведениями об истории религии и истории династий. Огромную ценность представляют хронологические таблицы.

Первая тибетская грамматика

Истоки первого тибетского учебника по грамматике определены в 653 году. Создателем тибетской азбуки является Тонми Самбхота. Он и составил первую грамматику тибетского языка. Однако ее постигла печальная участь. Во времена правления царя Ландармы (XI век) буддизм и буддийские книги подвергались жесточайшему гонению. Грамматика Самбхоты погибла практически вся. Сохранились только две части, которые и послужили основным фундаментом для развития тибетского языка.

Развитие тибетской грамматики

Дошедшие до нас и чудом сохранившиеся части грамматики Самбхоты дали толчок к появлению нескольких грамматик. Например, получила развитие грамматика Ренчендондуба. Позже в ХVII веке появились грамматики V Далай-ламы, Кармы Ситу.

Рерих подразделял развитие грамматики тибетского языка на три периода. В первом периоде до середины IX века в основе лежала эпоха переводов с древнего санскрита. Далее до конца XV века наступает период оформления и совершенствования тибетского языка. И только к концу XVIIIвека в развитии тибетского языка окончательно формируются трактаты о грамматике, письменности, произношении.

Последний период ознаменован величайшими произведениями Цзонхавы, отличительной особенностью которых является ясность изложения. До середины XIX века тибетский язык носит название «старый письменный язык». Затем на развитие языка огромное влияние оказывают элементы разговорного языка, соответственно письменный язык начинает максимально приближаться к разговорному. Многие слова заимствованы из китайского.

Литературный тибетский язык в основном прошел свое формирование в переводах литературных канонов с санскрита. Например, можно назвать перевод Трипитаки (VIII век), сочинения Бутона (XIV век), произведения Цонкапы ( XIV-XV века), поэзия Миларепы ( XI - XII века), Далай-ламы (VI, XVII век).

В современном литературном тибетском языке сохранены с древнейших времен традиции орфографии, грамматики, лексики. Тибетский язык во всем многообразии своих диалектов в настоящее время распространен в Индии и Непале, Бутане и Пакистане.